Архитектурная неудача или удачный компромисс? Вторая сцена Мариинского театра оперы и балета

0
699

Государственный Мариинский театр оперы и балета в Санкт-Петербурге по праву считается культурным достоянием не города и не нации – всего мира. Чтобы услышать голоса российских оперных певцов в премьерных показах, европейские театралы наряду с россиянами бронируют места в отелях рядом с Мариинским театром за два-три месяца до премьеры. Кроме исторической сцены, гостей театра принимают Концертный зал с 2006 года и Вторая сцена с 2013 года.

«Когда в товарищах согласья нет…»

Скандальная ситуация сформировалась в 2005 году, когда расчищали квартал для будущего строительства. Снесли фрагменты Литовского рынка и три исторических здания в охранной зоне. Это бывший доходный дом в эклектическом стиле, средняя школа 1930 года времен сталинского классицизма и выразительный ДК Первой пятилетки, реконструированный в этом же духе в 1955 году от первоначального конструктивизма.

Снос дворовых флигелей Литовского рынка был запланирован и согласован. Лицевые флигели планировали оставить, но те обрушились сами при разрушении соседних построек. Многие из архитекторов вздохнули с облегчением: многократно перелицованный классицизм Кваренги 1789 года вызывал спорные чувства у профессионалов и эстетов.

Во время строительства Второй сцены торговый ряд воссоздали, но не в первозданном виде и не на прежнем месте. Эксперты провели осмотр и резюмировали, что исторической ценности реконструкция не представляет и на включение в реестр памятников претендовать не может.

На посыпавшиеся вопросы о возможном сносе галереи пресс-аташе Мариинки Анна Касаткина ответила категоричным нет. Анна пояснила, что фасады лицевых флигелей – неотъемлемая часть новой сцены.

Концепция невмешательства

Невнятный тандем этих строений делает наглядным ответ о мотиве для выбора непритязательного архитектурного стиля Второй сцены. Здание Второй – просто фон. И для ярких новеньких флигелей, что никому не интересны, и в более глобальном масштабе – для ансамбля исторической сцены и Концертного зала.

Постройка сама по себе настолько непримечательна, что вообще не вступает в дебаты самовыражения с соседними. Скорее всего, целью ставилось «не навреди»: здание Мариинского театра оперы и балета является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга и России. Узнаваемо, прекрасно и всеми любимо. В районе исторической застройки даже небольшие отели вроде https://matisov.com/ – малые шедевры архитектуры.

Какой же архитектурный стиль должен быть у Второй сцены, чтобы соседство было гармоничным и радовало сердца горожан и взор зодчих? Тем более два проекта с треском провалились.

Дела провальные

Первоначальный проект деконструктивиста из США Эрика Мосса заинтересовал любителей фантастики, но сильно выбивался стеклянными щупальцами из исторического облика города. Феерично и вызывающе поблескивая светло-зеленым, проект проиграл и во второй попытке. Сходство верхней части здания с мешками для мусора – не лучший способ завоевать симпатию членов жюри.

Второй конкурс выиграл архитектор-модернист, француз Доминик Перро. Возможно, Санкт-Петербург и увидел бы театр с каркасной золотой сеткой-паутиной. Но начавшиеся проектные работы после 286 замечаний не согласовала Главгосэкспертиза. Авторские права у чрезвычайно недовольного Перро выкупили за 20 миллионов евро и в контракте отказали.

Дела успешные

Между тем без всякой помпы и резонансов другим французским архитектором поскромнее был построен изумительный Концертный зал в 2006 году на месте сгоревших мастерских. Ксавье Фабр воссоздал исторический фасад с одной стороны и современный с другой: элегантное решение для узкого здания.

Сделав вывод о вреде шумных проектов и о пользе авторитаризма, Валерий Георгиев третий конкурс на проект Второй сцены провел незаметно для широкой общественности.

Получивший заказ канадский архитектор Джек Даймонд принял к сведению два провала предшественников и реализовал концепцию невмешательства в современном стиле: панорамные окна, стеклянные эркеры и фасад из медового мрамора. Днем скромное незамысловатое здание покорно принимает критику и сопрягает архитектуру ансамбля. Ночью огни оживляют Мариинку-2, и это уже совершенно иной коленкор. Как и ослепительные ониксовые интерьеры внутри комплекса.