Открытие магазина – это процесс, требующий тщательной подготовки. В этом руководстве рассмотрены ключевые этапы: от регистрации бизнеса и выбора формата до подбора оборудования, поиска поставщиков, маркетинга и мерчендайзинга. Следуя этим шагам, вы сможете успешно запустить свой магазин и привлечь первых покупателей.
Шаг 1: Регистрация бизнеса и открытие расчетного счета
Какие документы необходимы?
-
Регистрация формы собственности бизнеса и внесение в торговый реестр;
-
Постановка на налоговый учет и регистрация кассового аппарата;
-
Лицензии на торговлю алкоголем и табачными изделиями;
-
Согласованный список групп товаров (продовольственные и непродовольственные);
-
Акты ввода помещения (объекта) в эксплуатацию;
-
Договора на обслуживание объекта коммунальными службами города.
Также нужно продумать модель бизнеса, определить формат и расположение магазина, закупить оборудование и найти поставщиков.

Шаг 2: Определяем формат
-
Формат «мини-маркет» — это небольшой магазин в спальном районе, площадью от 30 до 500 м.кв. В мини-маркете представлены товары первой необходимости, гастрономия, вино-водочная продукция, товары повседневного спроса.
-
Формат «специализированный магазин» площадью 20-60 м.кв.. В ассортименте доступны товары одной категории: мясо/колбасы, рыба, фермерские продукты или сладости. Обычно формат такого объекта – это обслуживание через прилавок.
-
Формат «супермаркет» — это магазин, с торговой площадью от 500 м.кв., с разнообразием продуктов, бытовой химии и хозяйственных товаров, зоотоваров. Непродовольственная категория занимает порядка 35% супермаркета.
-
Формат «гипермаркет» — магазин с площадью от 5 тыс. м.кв., с глубоким ассортиментом в представленных категориях товара.
Шаг 3: Выбор ниши
Нужно определить ассортимент и целевую аудиторию. Важную роль в этом вопросе играет и местоположение. Для определения преимуществ и недостатков необходимо изучить конкурентов, их цены, уровень обслуживания и маркетинговые стратегии.
Шаг 4: Выбор локации и подбор помещения
При выборе помещения и локации учитывается инфраструктура района, входная зона, наличие парковки, коммуникации, высота потолков, отдаленность жилых домов и плотность населения. Важный фактор – это наличие поблизости прямых конкурентов.
При осмотре помещения сразу нужно выделить торговую зону, складскую часть, бытовые помещения. У помещения должен быть служебный вход для приемки товаров.
Шаг 5: Подбор торгового оборудования
Изучая, что нужно для открытия магазина продуктов, необходимо подобрать требуемое торговое оборудование и правильно расставить его в зале для эффективной демонстрации товаров. Несмотря на значительные расходы на оборудование, экономить на его качестве нельзя, так как оно формирует первое впечатление у покупателей. Торговые стеллажи, например, играют важную роль в демонстрации ассортимента, а холодильные витрины и морозильные лари должны соответствовать необходимым температурам для каждой товарной категории. Подобрать стеллаж для торгового зала можно на сайте.
Шаг 6: Поиск поставщиков
Перед тем, как открыть продуктовый магазин с нуля, нужно найти поставщиков. При выборе учитываются такие факторы:
-
отпускная цена;
-
сроки поставки;
-
минимальный объем закупки;
-
наличие сертификатов качества поставляемой продукции;
-
ассортиментная матрица.
Чтобы обеспечить себе регулярные поставки, наилучшие цены нужно работать с несколькими поставщиками, гарантируя себе регулярные поставки на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств с одним из поставщиков.
Дополнительным плюсом считается узнаваемость бренда и хорошая репутация на рынке.
Шаг 7: Поиск и набор персонала
Продуктовый магазин, как бизнес, не может работать без персонала. Поиск сотрудников нужно осуществлять на популярных площадках. Оформление сотрудников, заключение договоров – это прямая обязанность работодателя.
Важный момент – если мы выбрали продуктовый магазин, перед устройством на работу сотрудники проходят медосмотр и гигиеническую аттестацию (медкнижки).
Шаг 8: Безопасность
Разбирая, что нужно знать при открытии продуктового магазина, нельзя обойти стороной безопасность. Нам потребуются:
-
противокражные системы и системы видеонаблюдения;
-
охранные и противопожарные сигнализации;
-
система контроля кассовых операций.
Шаг 9: Маркетинг
При открытии магазина нужно позаботиться о привлечении покупателей – это наружная реклама, листовки / флаеры, аудиореклама (например по радио), акции и скидки, собственная бонусная программа (карты клиента).
Шаг 10: Мерчендайзинг
Правильное зонирование товарных категорий в торговом зале и грамотный мерчендайзинг помогает повысить уровень продаж. Поэтому нужно учитывать несколько важных принципов:
-
Покупательский поток. Традиционное направление покупательского потока – против часовой стрелки. Формируя клиентский путь, нужно помнить о правиле золотого треугольника, располагая товары повышенного спроса в разных углах магазина, увеличивая клиентский путь посредством прокладывания его через все углы и стеллажи торгового зала.
-
Наличие ценников и их достоверность. Соблюдение этого принципа существенно повышает процент покупок, а также формирует доверие у покупателей.
-
Эффекты ярких пятен и акционных зон. Нужно делать яркие пятна выкладки товара. Они всегда заметны издалека и привлекают внимание.
-
Золотая полка. Это уровень выкладки товара (полка или крючок), который находится на уровне глаз нашего покупателя. В этом месте нужно размещать высокомаржинальные или популярные продукты.






































