В 2021 году глобальные цепочки поставок были нарушены, и цены на морские перевозки выросли, в среднем, в 8 раз. Риск нарушения цепочек поставок обсуждался еще в 2020 году, когда разразилась пандемия и опасались проблем с поставками из Азии. Но своего пика кризис достиг именно сейчас.
Увеличение спроса на товары
Без сомнения, пандемия COVID-19 — это событие, которое оказало огромное влияние на мировую экономику. Из-за высокого спроса, задержек поставок, пробок в портах перевалки и ограниченного наличия техники цены на морские перевозки достигли рекордных показателей. Разница в годовом исчислении составляет в среднем 196%, хотя на некоторых маршрутах цены выросли на целых 485% (например, по маршруту Шанхай — Роттердам).
Отложенное потребление и ограничения в предоставлении услуг обернулись резким увеличением спроса на товары. Ситуация начала разворачиваться уже в третьем квартале 2020 года. Только в США покупки потребительских товаров длительного пользования с начала 2020 года выросли на 34%.
Еще одна причина роста цен на морские перевозки — повышение стоимости товаров, которые оказывают существенное влияние на другие отрасли экономики. Их влияние выражается в увеличении операционных расходов всей экономики. Подробнее можно изучить вопрос здесь https://www.home.saxo/ru-ru/accounts.
Эксперты подчеркивают, что индекс цен на энергоносители увеличился на 72%, а цены на металлы выросли в 1,5 раза по сравнению с периодом до пандемии. Другая группа товаров — полупроводники. Нехватка полупроводников, особенно острая для автомобильной промышленности, привела к простоям заводов в 2021 году по всей Европе.
Многочисленные суда ждут возможности зайти в порт — раньше это было редкое явление, а сейчас наблюдается во всем мире, особенно в США. Ситуация неблагоприятна для всех: от производителей до потребителей, которые больше всего пострадают от повышения цен. Чтобы противодействовать сложившейся ситуации, крупнейшие судовладельцы приняли решение сократить количество заходов в порты, что в свою очередь должно способствовать сокращению задержек, а также экономии времени и портовых сборов.
Прогнозы на 2022 год
Bloomberg сообщает, что морские перевозки останутся на прежнем уровне, как минимум, в первой половине 2022 года. Ситуация очень сложная и непредсказуемая. Каждое осложнение, связанное с карантином в порту или на судах, может дополнительно негативно сказаться на уровне ставок предыдущего года. Несмотря на усилия крупнейших судовладельцев, цена остается высокой, но стоит отметить потенциальное снижение задержек с доставкой. Это, в свою очередь, должно стать первым шагом к стабилизации ситуации.
Начало года вряд ли принесет какие-то серьезные изменения, а морской транспорт все равно останется дороже, чем в «допандемическое» время. Лишь во втором квартале судовладельцы видят тень шанса на улучшение ситуации, связанной с введением нового тоннажа. Однако предсказать развитие ситуации сложно, так как новый тоннаж должен увеличить предложение, но не решит проблему перегруженности. О возврате к «допандемическим» ценам речи не идет, но вероятно заметное снижение издержек.