Намыв Васильевского острова: история и современность

0
340

С 2020 года на Васильевском острове формируется северный намыв, который является заключительной частью проекта «Морской фасад». Сама технология намыва не нова, её используют со дня основания Санкт-Петербурга. Широко и успешно применяется она и в других странах: ОАЭ, США, Сингапуре, Японии, Нидерландах.

Однако в нашей статье поговорим о том, какие территории намыли именно в Северной столице, в частности на Васильевском острове, и затронем тему особенности этой технологии в настоящее время.

История

Намыв в Санкт-Петербурге стал необходимой технологией. Связано это с географическими особенностями города. Он строился на берегу Финского залива, в низине, в устье реки Невы и имел множество каналов. По этой причине часто подвергался наводнениям, а местность в низине была под угрозой дальнейшего заболачивания. Стало очевидно, что берега следует укреплять, высотные отметки земли поднимать, проводить дренаж и другие инженерные работы.

Во времена Петра I был расширен Заячий остров: на свайном фундаменте возвели часть защитных сооружений. Провели работы по формированию берегов Невы и Мойки, а также укреплению береговой линии Петергофа, Стрельны и Ораниенбаума.

На Васильевском острове под руководством Доменико Трезини произвели намыв на северной набережной и открыли на новых искусственно созданных участках два порта — каботажный и международный.

В XVIII и XIX веках благодаря намывным землям продолжили расширение Санкт-Петербурга. Целью выступало не только желание защитить город от стихийного бедствия, но и найти новые участки суши для строительства складов, портов, больниц и других важных объектов инфраструктуры.

В второй половине XX века экономическое развитие и прирост населения способствовали развитию Петербурга. В этот период осуществили намыв Васильевского острова: увеличили его площадь. Присоединили остров Вольный к острову Декабристов (Голодай). На новых участках разместили жилые дома, образовали улицы Кораблестроителей и Наличная, а также открыли Морской вокзал.

За несколько веков благодаря насыпным землям в Санкт-Петербурга появилось множество достопримечательностей, например:

  • Летний сад
  • Троицкая площадь,
  • Ансамбль стрелки Васильевского острова.

Современность

С 2006 года началось поднятие высотных отметок по проекту «Морской фасад». Это был масштабный замысел, предполагающий строительство пассажирского порта, а также новых комфортных жилых кварталов с видом на Финский залив. В общей сложности предполагалось создать 476 га суши.

К сегодняшнему дню завершились строительство порта и южного намыва Васильевского острова. На новых участках возводятся жилые комплексы. Одним из застройщиков стала «Группа ЛСР», которая взяла на себя обязательства возвести не только недвижимость бизнес-класса, но и обеспечить район социальной инфраструктурой. Холдинг строит здесь 3 школы, 4 детских сада и поликлинику.

Северная часть намыва реализуется одним девелопером, «Группой ЛСР». Холдинг отвечает и за процесс поднятия высотных отметок и улучшения характеристик земельных участков, и за их застройку. Будущий квартал получил название «Новый Васильевский». Для его возведения собираются намыть 163 га.

На официальном сайте проекта «Новый Васильевский» рассказано, каким он будет. Среди главных плюсов — внешний облик зданий и продуманный план территории. Над удобством и красотой пространства трудились 5 архитектурных бюро. В строениях будут воплощены различные дизайнерские задумки. Гармонию квартала сохранит общий дизайн-код — единый отделочный материал.

Для облицовки всех строений планируется использовать клинкерный кирпич. Этот материал отвечает всем требованиям: актуальность времени и надежность, износостойкость. В Санкт-Петербурге высокая влажность и частые дожди и ветра, поэтому при выборе прочность отделочного материала учитывалась наравне с внешним видом.

В квартале также продуманы и другие важные нюансы. Будут проложены необходимые инженерные коммуникации и дороги. Обустроены остановки общественного транспорта. Большое внимание уделят озеленению. Планируется создать парк и отдельные большие прогулочные зоны с зелеными насаждениями. Первые этажи отдадут под коммерцию: кафе, магазины, салоны красоты. Один словом, здесь будет всё, что необходимо жителю мегаполиса.

Главной изюминкой квартала станет благоустроенная набережная с видом на Финский залив, которая наверняка станет излюбленным местом отдыха петербуржцев и туристов.

Особенности технологии намыва

«Группа ЛСР» осуществляет северный намыв с помощью собственной спецтехники и флота. Это позволяет холдингу производить работу планомерно, качественно и следить за экологической ситуацией.

Этапы работы:

  • Строительство ограждающей дамбы.

Она нужна, чтобы защитить территорию от размыва. Дамба является временной постройкой и будет разобрана после поднятия высотных отметок до нужного уровня.

  • Добыча морского песка со дна Финского залива.

Песок загружают на баржу, предварительно разрыхлив гидромониторами, и доставляют к берегу. Одно судно перевозит примерно 3 т материала.

  • Засыпка территории.

После швартовки судна к гидроперегружателю песок снова смешивают с водой. Затем под напором воды полученную смесь доставляют на стройплощадку, где его укладывают бульдозеры и экскаваторы.

  • Стабилизация грунта.

С помощью спецтехники грунт уплотняют и выравнивают.

«Группа ЛСР» ответственно относится к охране окружающей среды. Для сохранения хорошей экологической ситуации регулярно проводится мониторинг состояния донных отложений, воды и почвы. Для поддержания численности рыб в акваторию Невы и Финского залива периодически выпускают тысячи мальков. Компания предпринимает все меры для минимизации рисков ущерба экологии.

В заключении можно отметить, что технология намыва — это проверенный веками способ. Свидетельством этому служит Васильевский остров, где на протяжении всей истории Петербурга намывали земли, а затем успешно их использовали.